...РУТЦ
 
 
 
  .. региональный
.. учебно-технический центр
 
 
    главная / институты и инфраструктура организационно-технологической модернизации "профтеха", 2009 октябрь
 
       
 
экспертная сессия августа 2009г., давшая начало проекту Регионального учебно-технического центра "BOSCH - Ульяновск"
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, Вера МУЗЫКАНТОВА, управляющий ГК СИГМА-СИ, Абдулла ЯМБАЕВ, директор Профессионального училища №2, Олег МИДЛЕНКО, директор департамента образования, Ольга КАРАНДИНА, руководитель службы обучения "Р.БОШ", Талгат ХАЙРУТДИННОВ, начальник отдела департамента образования, Юрий ЮРИН, управляющий ГК СИГМА-СИ
Региональный учебно-технический центр "BOSCH - Ульяновск" готовится к отрытию: дизайнер Центра Елена СААКОВА расставляет последние штрихи
Региональный учебно-технический центр "BOSCH - Ульяновск" отрыт: заместитель директора департамента образования Сергей ТЕРЕХИН, Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в России Вальтер Ю.ШМИД, Губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ, региональный директор "Р.БОШ" в России и СНГ Маршалл ЛУТЦ объявили об открытии Центра
 
ИНСТИТУТЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ "ПРОФТЕХА"
2009 октябрь
смотри также журнальный вариант статьи
"Национальные проекты" №10 (41) 2009
ЛУТЦ Маршалл, Региональный директор по продаже электроинструмента BOSCH в России и СНГ


ЛУТЦ Маршалл, Региональный директор по продаже электроинструмента BOSCH в России и СНГ
МИДЛЕНКО Олег, Заместитель министра образования Ульяновской области


МИДЛЕНКО Олег, Заместитель министра образования Ульяновской области
СААКОВ Виталий, Руководитель PRISS-laboratory и Группы территориальных стратегий


СААКОВ Виталий, Руководитель PRISS-laboratory и Группы территориальных стратегий
из хроники шш 19 мая 2009г. в Ульяновске был торжественно открыт Региональный учебно-технический центр компании BOSCH и Правительства Ульяновской области. В этом учреждении, новом как для региона, так и для BOSCH, и в этой дате, теперь значимой для обоих учредителей, сошлись три независимые до того линии работ. Принадлежат эти линии, соответственно, трем субъектам экономического развития: бизнесу, территориальной администрации и экспертному (интеллектуальному) сообществу. Каждый из этих субъектов имеет, конечно же, свое собственное имя. А наше указание на него - субъект экономический, интеллектуальный или политический - в виде абстрактной категории вместо предъявления конкретного имени, оправдано, как считаем, принципиальностью решаемых и уже решенных задач. Принципиальностью - значит, вполне всеобщей значимостью. А собственные имена чуть ниже будут тоже названы.
В этом материале мы попытаемся осмыслить для себя, а также предъявить заинтересованным сторонам и читателям, два измерения нашего совместного опыта проектов и решений. Оба измерения - регионального масштаба и странового - самым тесным образом связаны со сферой профессионального образования, а точнее - с производственным обучением, и еще точнее - с его методами и технологиями. При этом мы оставляем за скобками т.н. внутрифирменную (корпоративную) подготовку, по определению всегда составляющую неотъемлемый элемент любой современной организации. Действительно, если внутрифирменная подготовка значима как механизм внутриорганизационных изменений, то территориальные системы обучения (пока чаще всего государственные) значимы в отношении системных изменений на всей территории. Изменений экономических, социальных, демографических, вплоть до культурных.
Главным календарным событием и акцентом, который мы здесь ставим, служит именно 19 мая 2009г. Эта дата - своеобразный рубеж, достигнутый нами в определении роли производственного обучения как в идеологии и стратегии корпоративного развития, так и в развитии территорий, на которых "прописан" бизнес и любой другой хозяйствующий субъект. Мы имеем в виду производственное обучение самых различных форм, размера и принадлежности.
И главное - имеем в виду в качестве системы, представляющей весьма действенный (пусть даже в потенции) механизм развития промышленного бизнеса и территории в целом. В этом своем системном виде производственное обучение, несомненно, служит одним из важнейших ресурсов территории. Подобный парк "машин обучения" должен как бы охватывать территориальные промышленные комплексы, побуждая и вынуждая их к позитивным изменениям. Следовательно, и к развитию территорий.
Из этого следуют весьма высокие требования к устройству "профтеха" и к его роли в региональном и страновом хозяйственно-экономическом развитии. Не случайно Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в России доктор Вальтер Ю.Шмид заметил на открытии Центра, что сегодня для России значимость среднего профессионально-технического образования сравнима в этом плане со значимостью высшей школы.
До 19 мая 2009г. корпоративное развитие, с одной стороны, и развитие территорий, с другой, рассматривалось нами в связи с двумя различными механизмами. Казалось очевидным, что принадлежат они как бы фундаментально разным институтам - государственному, с одной стороны, и частнокорпоративному, с другой. Это представлялось вполне нормальным и, более того, соответствующим духу времени. Действительно, региональный Департамент профессионального образования видел механизм развития своего ведомства и подотчетной ему территории, как это принято, во взаимодействии с государством. Взаимодействие, в свою очередь, выливалось по преимуществу в государственную помощь. Хотя установка на "сближение" с бизнесом уже достаточно проникла не только в повседневные разговоры руководителей образования, но и в его сознание. Компания "Роберт Бош" рассчитывала на свои силы, свои и международные финансово-экономические инструменты и, разумеется, на понимание со стороны российской дилерской сети. Иное в отношении бизнес-компании даже трудно было представить. При этом взаимодействие BOSCH с национальными системами профессионального образования являлось и является неотъемлемым элементом стратегии компании по всему миру.
предпосылки шшТак обстояло дело, пока в центр нашего внимания не был помещен Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО). Еще раз подчеркнем - нашего. Здесь уже стоит назвать имена всех действующих лиц, составивших партнерство в проектах экспериментальной модернизации региональной системы профессинально-технического образования. Это, помимо компании "Роберт Бош" и Департамента профессионального образования Ульяновской области, Группа компаний "СИГМА-СИ" и Лаборатория проектирования и исследования социокультурных и социотехнических систем (PRISS-laboratory, Ульяновский технический университет). Департамент по роду и факту своей службы обязан был уделять ПНПО самое пристальное внимание. Для PRISS-laboratory проблематика образования всегда являлась одним из ведущих рабочих направлений. А со стороны "Роберт Бош" заинтересованное внимание к ПНПО проявилось не в последнюю очередь благодаря Группе компаний "СИГМА-СИ". Произошло это в августе 2008г. Тогда "СИГМА-СИ" и PRISS-laboratory убедили Департамент профессионального образования проанализировать (в перспективе территориальных стратегий) потенциал одного из первых региональных победителей конкурса ПНПО - Профессиональное строительное училище. А именно, подтянуть училище до роли неотъемлемого элемента экономической инфраструктуры региона, превратить его в новый институт образовательного комплекса территории, увязанный с непростой жизнью ее промышленных активов. Средством подобного рассмотрения послужила проектно-экспертная сессия, особый интеллектуально-коммуникативный формат для поиска нестандартных решений. Решение, действительно, требовалось нестандартное.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в России доктор Вальтер Ю.Шмид открывают Региональный учебно-технический центр Правительства Ульяновской области и компании BOSCH
Губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ и
Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в России доктор Вальтер Ю.ШМИД
открывают Региональный учебно-технический центр
Правительства Ульяновской области и компании BOSCH.
2009.05.19
© фото Сигма-СИ
Управляющие ГК СИГМА-СИ Вера Музыкантова и Юрий Юрин знакомят Губернатора Сергея Морозова и Посла Германии в России доктора Вальтера Ю.Шмида с программными документами Регионального учебно-технического центра
Управляющие ГК СИГМА-СИ
Вера МУЗЫКАНТОВА и Юрий ЮРИН
знакомят Губернатора Сергея МОРОЗОВА
и Посла Германии в России доктора Вальтера Ю.ШМИДА
с программными документами
Регионального учебно-технического центра
2009.05.19
© фото Сигма-СИ
В работу сессии был задействован весьма презентативный состав участников: из отраслей территориального хозяйства и контрольно-управляющих органов, из российских "продвинутых" бизнес-структур и профессиональных экспертов. В сессии, разумеется, приняли участие и сотрудники компании "Роберт Бош", которые проинформировали ее об одном из своих проектов на Украине. Проект был связан с техническим оснащением профессионального училища.
Для ульяновской сессии украинский опыт "Роберт Бош" послужил катализатором разработки проекта с далеко идущими для региона целями. Цели эти - сборка необходимых ресурсов для методической и технологической модернизации региональной системы профессионального образования.
Уже к середине осени PRISS-laboratory и "СИГМА-СИ" доработали проектные и организационные идеи сессии до той необходимой полноты, чтобы в конце года был заключен договор о сотрудничестве между Министерством образования Ульяновской области и компанией "Роберт Бош". Сухими строчками договора было зафиксировано тонкое понимание объективной и тесной связи, с одной стороны, состояния профессионального образования и, с другой, востребованности современной техники. Говоря просто и грубо, понимание того, что чем хуже обстоят дела в национальном "профтехе", тем менее востребована промышленностью страны современная техника. И наоборот. В мире везде так, но Россия всегда вносит в любую типичную ситуацию свою изюминку: глобальные поставщики техники встречают здесь "профтех", время рождения которого датируется, как минимум, 50-ми годами прошлого века. За прошедшие полвека структурных изменений в "профтехе" практически не произошло. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для его контрагентов.
Таким образом, в конкретном сюжете ПНПО соединились две, до того независимые, линии стратегий - стратегия бизнеса (прежде всего как крупного технологического инвестора) и стратегия государства (прежде всего в лице его федеративных субъектов). Что это значит? Это значит, что компания "Роберт Бош", оказывается, имеет в России дело со специфическим и далеко необычным спросом, рыночная трактовка и рыночное измерение которого далеко недостаточны, если вообще состоятельны. Специфика данного спроса (а лучше сказать, хозяйственной необходимости) в том, что он состоит во взаимообусловленной модернизации "профтеха" и промышленности. Государство и его территориальные и экономические субъекты нуждаются сегодня в специфическом и комплексном ресурсе, который обеспечил бы скоординированную и определенным образом синхронизированную технологическую модернизацию профессионального образования и промышленности.
Ресурс этот в необходимых своих параметрах и объемах рынок предложить не в состоянии. Можно спорить, пока не может или не может в принципе, но это не меняет сути дела. Также можно спорить, что именно этот рынок не может или не может другой. Это также не меняет сути. Суть в том, что далеко не все хозяйственные и технологические цели достигаются через рынок, особенно цели достаточно масштабные и определенно сложные. А модернизация - цель, несомненно, масштабная и сложная. И эта цель указывает нам, что модернизация, необходимая сегодня, должна была бы начаться, как говорится, еще вчера. Следовательно, ставка на "непредсказуемые" рыночные процессы здесь рискованна. Итак, мы почти подошли к главному вопросу. Каким образом решаются подобные задачи? Как совместить в одном решении, казалось бы, несовместимые по своей природе подходы?
перспективы шш Мы понимаем, что Приоритетные национальные проекты закладывают лишь стартовые условия модернизации. Также понимаем, что для решения вставшей задачи модернизации важнейшим условием является перспектива, в которой ей предстоит решаться. Таковой перспективой, по нашему убеждению, выступают программные положения президентской доктрины "Россия-2020". Четыре аспектных "И" доктрины - институты, инфраструктуры, инновации и инвестиции - это и есть направления необходимых решений. Дело теперь состоит в точной расстановке перечисленных аспектов: что из четырех "И" в нашем случае должно послужить в качестве механизма, а что - в качестве результата.
Мы остановились на следующей расстановке: завтрашние институты и инфраструктуры должны послужить механизмами для последующих инноваций и инвестиций, как результатов институциональных и инфраструктурных проектов. Ясно, что принятие для себя подобной перспективы четырех "И" потребовало и особой расстановки своих сил для наработки конструктивных и практических решений. И такая расстановка сил была зафиксирована в апреле 2009г. новым, уже более высоким договором о сотрудничестве: между Правительством Ульяновской области и BOSCH GmbH.
Как и предыдущий договор 2008г., новый договор изначально не был "пустой" формой-заготовкой для того или иного наполнения содержанием сотрудничества, а имел основательный задел - проект Регионального учебно-технического центра (с открытия которого мы начали представление своего опыта).
Проект Центра исходил из идеи управления ресурсами, требующимися для модернизации. А это значит изыскания, сборки и применения организационных, интеллектуальных и технических средств и возможностей, необходимых для - взаимной!!! - технологической модернизации учреждений "профтеха" и промышленных предприятий. И если в части учреждений профессионально-технического образования была вполне определенная ясность о "кандидатах" на модернизацию - это победители конкурса ПНПО, то в отношении промышленных предприятий не все так просто. Здесь цена модернизации не сопоставима с финансовыми средствами, выделяемыми "профтеху" по линии ПНПО.
Следовательно, наша задача усложнилась еще одним привходящим условием: поиском, а правильнее сказать, конструированием и созданием формы, в которой можно было бы свести вместе два несоизмеримых масштаба к одному и далее показать принципиальную возможность скоординированной модернизации. Еще раз уточним условия нашей задачи. В условия вошли, помимо многого прочего, два механизма из разных систем (социально разных, экономически и даже, без преувеличения, исторически). И потому по-разному устроенных, и, разумеется, производящих совершенно различные продукты и результаты, а следовательно, преследующих различные цели. Не говоря уже о том, что различным образом финансируемых, требующих различных компетенций, различного технического оснащения и т.д. и т.п. Требуется же скоординировать их для усиления друг друга - усиления в плане организационной и технологической модернизации. Этим мы лишний раз подчеркиваем, что и формы вполне современные, например, "работодатель и учебное заведение" или "социальное партнерство", не говоря уже о предшествующих формах, например, "базовое предприятие и подшефное учебное заведение", и даже в каком-то смысле формы кооперации (на основе отдельных, как правило, несложных производственных операций) оказываются здесь совершенно недостаточными.
Здесь не место приводить всю аргументацию в поддержку данного тезиса, но, надеемся, что и в других местах России, где серьезно ставится задача промышленной модернизации (и в техническом плане, и в квалификационном), сталкиваются с такого же рода проблемами. Мы, тем самым, лишь подчеркиваем специфику проектных требований на ресурс модернизации. Мы подчеркиваем также, что дело далеко не в технике. Рынок, особенно глобальный, сегодня готов предложить не просто любой ее вид, но и любую техническую сборку и в любой организационной конфигурации. Девиз BOSCH - разработано для жизни - свидетельствует только и только об этом.
Так может быть, дело в платежеспособности "профтеха", а равно его учредителей или попечителей? Это также, долго ли коротко, но в принципе дело решаемое. Также, как и финансовое обеспечение модернизации промпредприятий. Оно рано или поздно, но все же решается за счет инвестиционных проектов различной сложности и длительности. Дело, как мы уже неоднократно отметили, в спросе на специфический ресурс. Специфика спроса, а, следовательно, и специфика пресловутого предложения, лежат не только в текущей конъюнктуре, но и в исторической перспективе. Ведь должен быть удовлетворен спрос государства, его государственных и стратегически значимых субъектов экономики на позитивные сдвиги в технологической модернизации, которая исторически следует за эпохой промышленной индустриализации России ХХ века. Но поскольку речь идет о другой исторической эпохе, речь должна идти и о других, соответствующих эпохе, подходах к трансферу технологий и, что не менее важно, о других методах их освоения.
обстоятельства шш Отличие нынешнего трансфера, начала ХХI века, от трансфера технологий первой половины и середины ХХ века в том, что он осуществим только с учетом важнейшей составляющей современной хозяйственной ситуации - экономики знаний. А так как экономика знаний акцентирует решающую значимость организационного и интеллектуального (знаниевого) ресурсов, то Региональный учебно-технический центр должен вписаться в территориальный каркас складывающегося (с учетом глобализации и макрорегионализации) национального хозяйства. Больше того, стать как бы причиной его необходимой составляющей - экономики знаний.
В противном случае речь о технологической модернизации будет только речью о ней. Или, хуже того, действием с обратным эффектом (с ущербом для всех сторон сотрудничества).
Вопрос, следовательно, в своей окончательной формулировке должен звучать так: что же и как должен "причинить" Центр существующей хозяйственной ситуации, которая пока еще с большой натяжкой и только в очень редких своих фрагментах может рассматриваться с точки зрения экономики знаний?
Ответ звучит следующим образом. Формой, которая с достаточной долей уверенности (для нас) совместила бы (в себе) все необходимые исходные условия задачи и обозначила бы все необходимые требования на ресурсы для ее решения, выступают пилотные проекты, содержанием которых служат учебно-производственные ситуации, а в перспективе и учебно-производственные предприятия (в учрежденческом и организационно-проектном смысле). Именно, в идее учебно-производственной ситуации - а не ситуации учебного заведения в чистом виде, и не ситуации производства как такового, а вместе с тем и того и другого вместе - мы начали разработку пилотных проектов.
Здесь, как нам кажется, требуется пояснение про отличие учебно-производственной ситуации от привычных форм взаимодействия учебных и производственных организаций (вроде производственной практики, стажировки, наставничества…). В противном случае не будет понятна "пилотность" наших пилотных проектов. В самом грубом виде учебно-производственной ситуацией (как условием взаимной технологической модернизации !!!) может считаться только та, в которой главными выступают два следующих момента.
Первый. Чему и где учиться производственной деятельности? Учиться нужно решению производственных задач. Но не в текущей производственной деятельности, ибо такие задачи всегда встают вне и помимо производственных планов, производственных заданий и тому подобного, что уже есть прямое свидетельство решенной задачи в жизни производства. Научиться решению производственных задач можно только там, где эти задачи встают, там, где требуют, но не находят своего разрешения. Задача технологической модернизации в данном контексте является именно такой задачей, а потому приоритетной.
Второй момент. Где и как искать решения производственных задач? Вовсе не на производстве, где царят производственные планы и производственные задания, а главное, где заняты производственной деятельностью. Искать решения следует в системах подготовки и безопасности производства. Этим мы утверждаем, что источник задач, а другими словами, сбои в выполнении производственных планов и заданий, их срывы и т.п. лежат в системе подготовки и безопасности производства (речь здесь в последнюю очередь об авариях производственного оборудования, нарушениях производственной дисциплины и пр.). Поэтому производственную подготовку (производственно-трудовое обучение и воспитание) мы считаем составной частью подготовки производства. Следовательно, организаторами производственного обучения должны быть представители служб подготовки производства. И, соответственно, формы и содержание второго должны стать формой и содержанием первого.
установки шш Именно в такой установке Региональным центром разрабатывался ряд пилотных проектов, лучшим из которых мы считаем проект для "Авиастар-СП" и Ульяновского технического колледжа, очередного победителя конкурса ПНПО 2009г. И это притом, что пока выполнена лишь первая его часть - проектная взаимоувязка, с одной стороны, новой педагогической технологии и, с другой, организационно-производственных технологий, приходящих на смену технологиям времен запуска авиастроительного комплекса (это и составило ядро проектной заявки колледжа на конкурс ПНПО). Данный аспект пилотного проекта крайне важен.
Нам необходимо учитывать, что Ульяновская область сегодня вынашивает идею авиационно-промышленного кластера, все активы для которого, казалось бы, под руками. Несомненно, данная идея полностью лежит в плоскости организационно-технологической и кадрово-квалификационной модернизации, вне которой не только бессмысленна какая-либо конкурентоспособность регионального авиапрома, но и вне которой невозможно возвращение российскому авиапрому его былых позиций. В этой большой хозяйственно-производственной и промышленно-политической ситуации пилотному проекту предстоит выполнить пусть пока и небольшую, но свою часть задач.
Мы отчетливо понимаем, что одного проектно-экспертного решения будет явно недостаточно. Требуется и организационно-политическое. Приблизиться к нему мы будем пытаться в формате организационно-проектной сессии. Как говорится, был бы кворум. Координационный комитет по реализации государственной кадровой политики в Ульяновской области поддержал идею сессии, а это значит и участие в ее работе представителей групп разработчиков профессиональных и образовательных стандартов (по линии ФИРО и РСПП), представителей различных организаций авиапрома (в структуре ОАК и ее отраслей), предыдущих и будущих участников конкурса ПНПО, территориальных администраторов в промышленности и образовании.

В заключение укажем на рамки сессии, которые мы определили для себя и в которых будем разрабатывать вторую часть пилотного проекта, и приведем выдержки из программных положений деятельности Регионального учебно-технического центра "BOSCH - Ульяновская область".
ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАМКИ СЕССИИ
Критика массовых представлений об инновациях в образовании
Методические основания программирования инновационных процессов в "образовательном производстве"
Учебно-производственная технология: ключевая роль "компетенции" в воспроизводстве кадрово-квалификационного ресурса
Цели, задачи и организационные проекты нового типа "образовательного предприятия"
Возможные практические решения

ИЗ ПРОГРАММНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Проект Центра ориентируется практическими приложениями философии техники, промышленной политики и современной (системной) инженерии.
Центр, будучи международным и междисциплинарным проектом, призван в своей работе преодолеть языковые, профессиональные и административные ограничения - как внутри национальных границ, так и вне.
В этом видится его главный потенциальный ресурс для участников, вовлекаемых в решение программных задач, ставящихся Центром.
^^^вверх

  администратор сайта поиск по сайту карта сайта
© Подготовлено: Виталий СААКОВ И PRISS-laboratory, 2009 сентябрь
Опубликовано: PRISS-laboratory / Сигма-СИ / РУТЦ, 2009 сентябрь 29